СТИХИ ИЗ ПЕСКА
Погода
1.8°C
Ветер 3 м/с, С-З
Брест
0.1°C
Снег
Витебск




ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ
РУССКИЙ ЯЗЫК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Сейчас смотрят
Сегодня озонотерапия активно применяется для лечения различных заболеваний. Данная методика основывается на высокой химической активности озона.
Озонотерапия
Национальный академический Большой театр оперы и балета создан в 1933 году на базе Белорусской студии оперы и балета. От момента создания до дня сегодняшнего — история Большого в нашем материале.
История театра оперы и балета
Шугаринг, или сахарная эпиляция - (от англ. «sugar» – сахар) – это методика удаления волос при помощи мягкой карамели.
Шугаринг, или сахарная эпиляция
Может показаться, что бег - занятие простое: одел спортивную одежду и обувь… и побежал. Но как же бегать правильно с пользой, не навредив своему организму?
Как правильно бегать
ОАО «Белагропромбанк» – второй крупнейший банк Беларуси.
Белагропромбанк
Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17.04.1992г. № 1596-ХII (далее – Закон) предусматривает несколько оснований для перерасчета пенсий.
Перерасчет пенсий: общие положения
Программа ТВ

Основы православия

Основы православия

В основе религии лежат несколько ведущих принципов, без которых она перестает быть религией.

Первым и главным из них является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного начала — Бога, являющегося источником бытия всего существующего, в том числе и человека.

Бог есть то изначальное бытие, высший разум, благодаря которому только и существуют любое материальное и духовное бытие и сознание во всем многообразии их форм, познанных и не познанных человеком. Бог есть реально существующий, неизменный личностный идеал добра, истины, красоты и правды и конечная цель духовных устремлений человека. Этим религия принципиально отличается от других мировоззрений.

Вторым важнейшим элементом, присущим религии, является убеждение в том, что человек как существо не только биологическое, но и в первую очередь духовное, обладающее телом и бессмертной душой, носительницей личности, ее ума, сердца (органа чувств), воли, способен к общению, единению с Богом и вечной жизни с Ним. Эта аксиома религиозного учения составляет фактически его сущность. От нее и сама религия (лат. religiо — связь, отношение) получила свое название. Религия и есть то, что дает человеку возможность единения с источником жизни, с полнотой истины и любви, т.е. это союз или воссоединение человека с Богом.

Религия, как уже было сказано, союз человека с Богом. В этом союзе и Бог, и человек являются личностями; и каждая из них — это тайна. Человек как личность, его сердце, помыслы, устремления — все сокрыто от других людей. Еще более справедливо это по отношению к личности Бога. Бог не создание человека или человеческая выдумка, не воплощение человеческих представлений о Нем. Бог существует не тем же образом, каким вещи и люди в этом мире, и человек не может снять покровов с Божественной тайны, исходя из тайны своего человеческого существования. Бог существует абсолютно независимо от человека, от мира, и его тайна — глубочайшая, неисчерпаемая, она бесконечно больше и глубже тайны человека. Союз, или общение, человека с Богом достигается разными способами, путями. Путь Бога к человеку — это Его откровение себя людям. Путь человека к Богу есть вера человека. При общении человека с Богом происходит процесс религиозного познания, в котором Бог открывает Себя человеку. Этот дар познания чрезвычайно важен для людей, ибо “сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого, истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа” (Пн. 17,3).

Непосредственный духовный опыт невозможно развить и обогатить с помощью физических, материальных средств. Этот опыт требует развития личного духовного зрения, развития и совершенствования человеческого духа. Подтверждением и хорошей иллюстрацией этому служит жизнь праведников, святых людей.

Божественная истина, открывающаяся в опыте веры, может быть описана в образах, подобиях, символах, на языке молитвенной поэзии и религиозного искусства. Есть и другой язык, язык постигающей мысли, язык догматов. Догмат есть суждение опыта, свидетельство мысли об увиденном и открытом, о видимом и созерцаемом в опыте веры, и это свидетельство выражено в понятиях и определениях. Поэтому в догмате так важно “внутреннее слово” и так существенно внешнее выражение.

Понятие о догматах и догматическом богословии

Догмат (греч. δόγμα — мнение) происходит от греч. глагола δοκει̃ν, что значит думать, полагать, представлять, верить. Понятие догмата в совремеяном смысле вырабатывается и входит в церковное сознание постепенно. Начиная со времени святых Василия Великого и Иоанна Златоуста выкристаллизовывается значение догмата как особого верования, как отдельной вероучительной истины во всецелой системе веры, т.е. истины, относящейся к существу религии, открытой в Божественном откровении и определенной церковью. Среди догматов в этом смысле можно упомянуть догматы о Боге, едином по существу и троичном в лицах, о творении видимого и невидимого мира, о воплощении Сына Божия, искуплении человеческого рода, о воскресении, о Церкви, христианское учение о бессмертии души.

Православное догматическое богословие развивалось постепенно и непрерывно, в различные периоды по-разному: то как постепенное собирание материала, то как богословское построение, то как напряженнейшая богословская полемика. Развитие православного богословия — процесс динамичный, сложный и противоречивый. Нередко основное содержание вероучения выкристаллизовывалось как ответ на духовные вопросы, возникавшие в церковном сознании. Главный предмет догматического богословия есть Бог — Святая Троица. Человек может пытаться познавать Бога с двух сторон: с одной – как Он есть Сам в Себе, с другой — как Он являет Себя Своим творениям, то есть в Его отношении к миру и особенно к человеку.

Пути богопознания

Существо Божие абсолютно, всесовершенно, необъятно. Определить Бога, кто Он есть и как Он есть, никто не может. Тем не менее человек имеет общее понятие о Боге. Таково уж свойство человеческого ума, что он выводит частные понятия из общей идеи, общего понятия.

Существо Божие

Человеческие представления о Боге всегда связаны с мыслью о существе абсолютном, всесовершеннейшем. Такое всесовершеннейшее существо можно представить только безусловно духовным, обладающим разумом и свободой. Истина о духовности Божества проповедовалась в Ветхом Завете с самого начала, и к Богу прилагалось всё то, что входит в понятие о духе и связано с духовно-личным бытием.

Свойства существа Божия как всесовершеннейшего бытия

Главные свойства существа Божия как всесовершеннейшего бытия следующие: самобытность, неизмеримость и вездеприсутствие, вечность, неизменяемость.

1. Самобытность означает, что бытие Бога самобытное, саможизненное, т.е. причину и необходимые условия Своего бытия Он имеет в Себе Самом. В силу Своей самобытности Бог есть существо необходимо существующее, то есть такое, которого не может не быть. “Я есмь Сущий‚, (Исх.3 ,14), — говорит Господь о Себе. Через пророка Исаию Он возвещает: “Аз есмь: прежде Меня не было Бога после Меня не будет” (Ис. 43:10).

2. Неизмеримость и вездеприсутствие Бог обладает самобытным бытием, и как самобытный, т.е. имеющий источник и причину Своего бытия в Самом Себе, Он никак, никем и ничем не ограничен. Все, что есть в мире, существует в условиях пространства и времени, т.е. ограничено и конечно. Да и сами пространство и время как форма существования конечных вещей неотделимы от последних. Бог же как самобытный и абсолютный, независимый ни в чем и ни от чего-то внешнего, находится вне или выше пространственности, или измеримой протяженности. Бог есть существо необъятное, неограниченное и неизмеримое. Будучи неизмеримым, Он сопребывает с миром как существо вездесущее, то есть Бог, не будучи заключен в каком-либо пространстве, наполняет собою все и пребывает везде, повсюду, всегда, всецело. Священное Писание свидетельствует об этих свойствах Божиих. “Не наполняю ли Я небо и землю? – говорит Господь” (Иерем. 23,24). “Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меняи где место покоя Моего?” (Ис. 66:1).

3. Вечность. Будучи неизмерим, Бог существует так же и вне временных границ, Он вечен. Вечность устраняет в Боге все, что включается в понятие времени. А в понятие времени, связанное с физическим миром, входит представление об изменчивости во всем, т.е. появление и исчезновение, переход из одного состояния в другое, последовательность и преемственность в жизни, где появляются начало и конец, прежде и после, прошедшее, настоящее и будущее. Но бытие вечного Бога не есть последовательное, преемственное, жизнь Его не развивается и не угасает. Бог живет сразу и всецело, полностью, а не по частям.

4. Неизменяемость Божия есть самотождественная полнота всесовершеннейшего существа Божия, она есть следствие независимости Божией от границ и форм пространства и времени. Бог всегда пребывает Один и Тот же в Своем существе, в Своих силах, совершенствах, определениях, не подлежа никаким переменам или случайным переходам из одного состояние в другое. Кроме этого метафизического основания неизменяемости Божией некоторые святые отцы церкви намечают ее нравственное основание, рассматривая Божество как первообразную красоту и самосущее благо, и отсюда делают заключение о его неизменяемости. Так, святой Григорий Нисский писал: “Божество не подлежит превратностям и изменениям, так как нет ничего такого, что было бы лучше Его и во что Оно могло бы преложиться” [30].

Свойства существа Божия как Духа

Христианская антропология утверждает, что духовно-личное бытие разумно-свободных существ, к которым относится и человек, характеризуется такими существенными свойствами, как разум, воля, чувство. По аналогии, учитывая всесовершенство природы Божией, в Боге как существе духовном можно видеть свойства разума Божия, воли Божией, чувства, или чувствования, Божия. И откровение часто изображает Бога как духа именно с этих сторон.

Разум Божий и его свойства

Бог обладает совершеннейшим разумом. Откровение свидетельствует, что “Господь есть Бог ведения” (Цар.2,3), утверждая, что “разум Его неизмерим”(Пс. 146:5). Разум Божий — это не только способность разумения, Он есть само разумение, или ведение. Святой апостол Павел восклицает: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!” (Рим. 11:33). Как в человеке обнаруживается способность познания им самого себя, окружающей действительности, достижения разумных целей с помощью полученных знаний, так и разум Божий, по свидетельству откровения, проявляется во всеведении и премудрости.

Образ и свойства ведения Божия свидетельствуют об отсутствии в Нем всяких недостатков и ограничений, т.е. о наивысшем совершенстве знания Божия. Познание Божие не зависит ни от внешних впечатлений, явлений, образов, представлений, воспоминаний, соображений, заключений, ни от ограничений времени и пространства. Познание Божие есть познание безусловное, ведение одинаковое, всецелое, полное и ясное сразу и всегда без всякой преемственности и изменчивости оно есть непосредственное ведение сущности всего. Бог знает всю внешнюю действительность, находящуюся вне внутренней сущности Божества, и все дела Свои, открывшиеся вовне, совершенные Им во времени, знает от вечности. Богу ведомы, действительно существующий физический мир, порядок этого мира: “Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громогласной” (Иов. 28:24-26). Бог знает и порядок нравственного мира: «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Притч. 15:3). Известны Богу все потребности, желания, сердечные воздыхания и тайные прошения людей, обращенные к Нему, о чем свидетельствует псалмопевец Давид: “Господи! Пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя” (Пс. 37:10). Знает Бог весь нравственный мир: “Бог больше сердца нашего и знает все” (1Ин. 3:20). Богу известно все прошедшее в сотворенном Им мире. Это ясно показывает Священное Писание, когда говорит о том, что Бог в определенное время “будет праведно судить вселенную” (Деян. 17:31), когда Он “осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения” (1Кор. 4:5) и “воздаст каждому по делам его” (Рим. 2:6). Ведение Божие объемлет все будущее, как необходимое, так и все случайное, т.е. свободное, не только добро, но и зло. Бог знает все будущее необходимое, т.е. все то, что должно совершиться в будущем по необходимости. Сам от вечности в Своих идеях провидел и предустроил законы бытия и весь строй жизни мира.

Воля Божия и ее свойства

Бытие Божие, обнаруживаясь в разуме Бога, проявляется и в воле Божией, которая так же совершенна, как и другие свойства Божии. Сам Иисус Христос учил в молитве предавать себя воле Божией: “Отче наш... да будет воля Твоя и на земле, как небе” (Мф. 6:10). И, молясь о том, чтобы чаша страданий миновала Его, говорил: “Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет” (Лк. 22:42). Говоря о воле Божией обычно подчеркивают, что она совсем не то, что воля человеческая. И в то же время понятие о ней возможно составить по аналогии с волей человеческой, которая есть хотя и слабое, но действительное отображение воли Божией, ибо человек сотворен по образу Божию. Священное Писание указывает на волю Божию как на образец или идеал для воли человеческой (Мф.5,48; Рим.12, 2). Воля неразрывно связана с чувствами и познанием, но не сводится только к сознанию, деятельности и чувствам. Воля - это не только желания или хотения, но вместе с тем и деятельность – осуществление этих желаний. Возвышая это понятие, можно сказать, что воля – это способность выбирать цель деятельности и усилия, необходимые для ее осуществления, в соответствии с принципами и нормами личности, причем действие по достижению цели осуществляется преимущественно не по желанию, а по долженствованию и часто даже вопреки желанию. Также в свободе воли Божией не может быть борьбы, колебаний при выборе между мотивами, побуждениями Его природы, ибо Его воля святая, а природа Божественная проста, едина и неизменна. Поэтому точнее можно сказать, что в свободе воли Божией (свободе выбора) отсутствует свойство выбора, в ней нет акта выбора и колебаний.

Чувство, или чувствование, Божие, его свойства

Бог как существо личное обладает способностью, соответствующей в человеческой природе способности чувствования, органом которой является сердце. И Священное Писание часто говорит о Боге, который “возлюбил правду и возненавидел беззаконие” (Пс. 44:8), который Сам о Себе свидетельствовал: “Нашел Я мужа по сердцу Моему” (Деян. 13:22) – и говорил о Себе “Буду радоваться… от всего сердца Моего и от всей души Моей” (Иер. 32:41). В других случаях Бог открывал людям Свое состояние: “Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя” (Ос. 11:8).

Единство существа Божия

Все рассмотренные качества и свойства внутрибожественной жизни характеризуют Бога как существо чисто духовное, абсолютное, беспредельно совершенное, неограниченное, безусловное, обладающее бесконечными свойствами. Бесконечное и совершеннейшее в силу своей бесконечности и всесовершенства не может быть множествнным, а необходимо должно быть только одним, поэтому вышеизложенное понятие о Боге приводит к мысли о Его безусловном единстве, единичности, или единственности. Если конечных существ много и каждое из них необходимо предполагает множество других существ, то причина этого заключается именно в том, что они конечны, или, иными словами, каждое из конечных существ обладает не всецелым бытием, а лишь его частью. Только Бог — абсолютный, бесконечный Дух – содержит в себе всю полноту духовного бытия и обладает ею всецело и совершеннейшим образом, объединяя ее в единстве полнейшего самосознания, самоопределения и самочувствования, а потому существо одного только Бога представляет собой совершеннейшее и нераздельное единство. Таким образом, правильное понимание единства существа Божия состоит в том, что Бог един в отношении количества или числа он только один, или единствен, а в отношении своего существа – единый, то есть обладающий единством и тождеством всех Своих свойств. Мысль о единстве Божием пронизывает весь Ветхий Завет. Ветхозаветное Откровение не только учит о единстве Божием, но и всеми силами старается утвердить в еврейском народе веру в единого Бога. Ветхозаветная религия — религия строго монотеистическая. Давая еврейскому народу первую заповедь — о необходимости веры в единого Бога, Сам Господь возвещает через ветхозаветного законодателя: “Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов” (Исх. 20:2-3) и пророка Исаию: “Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога” (Ис. 44:6). В Новом Завете истина о единстве Божием звучит еще более отчетливо и ясно. Сам Иисус Христос подтвердил первую заповедь Ветхого Завета: “Слушай, Израль! Господь Бог наш есть Господь единый“ (Мк. 12:29), а в Своей молитве к Богу Отцу говорил: “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога” (Ин. 17:3). Символ веры, который выражает веру всей церкви, учит веровать в единого Бога.

Содержание догмата о Святой Троице

Для Православной Церкви Пресвятая Троица – непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта. Пресвятая Троица для человеческого религиозного сознания есть изначальное Откровение, источник всяческого Откровения и всяческого бытия.

Суть церковного учения о Святой Троице заключается в том, что Бог един по существу и троичен в лицах. Иными словами при безусловной единичности и нераздельности Своей природы Бог существует в трех различных лицах. Основа Божественного бытия у всех лиц одна и та же, но образ ее существования и выражения в каждом из них отличен, так что каждое лицо в своем отношении к другому сознает себя отдельным и самостоятельным.

Догмат о Святой Троице излагается в символах веры, в частности в символе святого Григория Чудотворца, в Никео-Цареградском. Наиболее полное и отчетливое учение о Святой Троице содержится в символе, который приписывают святому Афанасию. Вот как святой Афанасий выразил это учение:

“Вера кафолическая сия есть: да единого Бога в Троице, и Троицу во единице почитаем, ниже сливающе ипостаси, ниже существо разделяюще. Ина бо есть ипостась Отча, ина Сыновня, ина Святаго Духа. … И в сей Троице ничтоже первое или последнее, ничтоже более или менее, но целы три ипостаси, соприсносущны суть себе и равны”.

Символ веры призывает христиан верить в бытии трех лиц в едином Божестве. Это значит, что Отца, Сына и Святого Духа необходимо признавать не как три свойства, или силы, или явления и действия одного и того же Божества, а как отличающиеся друг от друга три его лица. Каждое лицо имеет свою особую самостоятельность и свои особые личные свойства, которые выделяют его среди прочих, не позволяя смешиваться с другими лицами.

Каждое лицо пресвятой Троицы есть Бог: Отец есть Бог, Сын есть Бог, Дух Святой есть Бог. Обладание одинаковыми нераздельными божескими совершенствами и достоинством приводит лица Троицы к их равенству между собой. Будучи равными и самостоятельными, эти Божественные лица не три Бога, а единое Божественное существо, то есть они единосущны. Ни одна из ипостасей, обладая природой, ею не “владеет”, не расчленяет ее, чтобы ею завладеть. Единая природа остается неразделенной именно потому, что ипостаси содержат ее без ограничений и неравенства.

Божество Отца

Бог Отец, первое лицо Святой Троицы, есть истинный Бог. И эта истина засвидетельствована почти на каждой странице Священного Писания настолько ясно и отчетливо, что никто из еретиков не отвергал Божество Отца. Он называется Богом (Ин. 3:16), Богом единым, истинным (Ин. 17:3) Богом благословенным (1 Петр. 1,3), Которому Спаситель молился Сам и учил молиться людей и Которого Он прославлял: “Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли” (Мф. 11:25). Апостол Павел, поучая “единодушно, едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа” (Рим. 15:6), говорит о себе: “Преклоняю колени Мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле” (Еф. 3,14—15).

Божество Сына

Сын Божий, второе лицо Святой Троицы, по ясным свидетельствам Откровения, есть истинный Бог по естеству. Мысль эта подчеркивается потому, что иногда в Священном Писании люди или ангелы тоже называются богами и сынами Божиими, но уже не в собственном, прямом смысле, а в переносном, потому что в силу отличия их природы от естества Божия, люди и ангелы могут быть сынами Божиими только по благодати, по усыновлению. Воплотившийся Сын Божий – Господь Иисус Христос есть одновременно абсолютный Бог и совершенный Человек, в Котором не было даже тени греха, поэтому в Его свидетельствах о Своем Божестве невозможно допустить ни самообольщения или самообмана, ни тем более намерения ввести в заблуждение окружающих. Вся Его жизнь, дела и смерть на кресте подтвердили это. Об этом же свидетельствовали и Его ученики, например апостол Петр: “Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его” (1Петр. 2,22).

Божество Святого Духа

Дух Святой, третье лицо Святой Троицы, есть истинный Бог, равный и единосущный Отцу и Сыну. Священное Писание свидетельствует об этом разными способами: называя Духа Святого истинным Богом и показывая Его обладающим свойствами и действиями, которые принадлежат только Богу. Дух Святой – Бог всемогущий. О Его всемогуществе свидетельствует самостоятельное и полновластное раздаяние Им чудесных и чрезвычайных дарований верующим — даров Святого Духа. Перечислив эти дарования, апостол Павел говорит: “Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно” (1Кор. 12:11). Господь Иисус Христос засвидетельствовал всемогущество Святого Духа тем, что изгонял бесов Духом Божиим (Мф. 12:28). Дух Святой изображается принимающим участие в божеских действиях, в частности в творении мира, по свидетельству бытописателя, “Дух Божий носился над водою” (Быт. 1:2), а также в промысле о мире. Он поставляет пастырей церкви (Деян. 20:28), прощает людям их грехи (Ин.20,22—23), возрождает к новой жизни (Ин.3,5; Тит.3,5), освящает людей (1Кор. 6:11), пророчествует через них (2Петр.1,21). Богу Духу Святому подобает воздавать божеское почитание. Этому учит нас Священное Писание когда говорит о заповеди Господа крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа и через крещение обязывает каждого христианина исповедовать Божество Святого Духа наравне с Божеством Отца и Сына (Мф. 28:19).

Единосущие лиц Святой Троицы

Единство Божества одновременно присуще трем лицам вместе и каждому из них. Каждое лицо Святой Троицы – Отец, Сын, Святой Дух — истинный Бог, три лица – это не три отдельных бога, но один Бог, обладающий всеми совершенствами Божества. Три лица в Божестве не то, что дробные или разрозненные его части или три вида одного рода, – это три разных образа существования одного и того же Божественного существа, образы, хотя всегда отличающиеся межлу собой особыми вечными и неизмеными отношениями, но никогда не дробящие Божественное существо на части, потому что они вечно возникают и существуют внутри одной и той же единой и нераздельной Божественной сущности, потому что лица, или ипостаси, существуют не отдельно друг от друга, но совершенно и всецело обладают единым нераздельным, Божественным естеством, что и составляет их единосущие, и вследствии чего лица нераздельно обладают всеми Божественными совершенствами и имеют единую волю, силу, славу, власть, величие.

В Священном Писании утверждается мысль о единстве существа Божия, но термин “единосущие” отсутствует. Сам Иисус Христос учил о Своем единосущии с Отцом: “Я и Отец – одно” (Ин. 10:30) Просьба одного из учеников Спасителя Филиппа “Покажи нам Отца” вызвала удивление Иисуса Христа: “Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?”, и сразу же после этого Спаситель начинает убеждать Своих учеников: “Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам” (Ин. 14 ,8, 10, 11).

Апостолы тоже ясно высказывались о единосущии лиц Святой Троицы. Так апостол Иоанн Богослов, свидетельствуя о единосущии Сына с Отцом, говорит: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (Ин. 1:1). А апостол Павел свидететельствует о единосущии Святого Духа с Богом истинным, указывая, что Бога всецело знает только тот, кто тождествен Ему по сущности: “Бог открыл это (тайны) Духом Своим... Божьего никто не знает, кроме Духа Божия” (1Кор. 2:10-11).

Мысль о единосущии трех лиц Святой Троицы присутствовала в общецерковном сознании с самого начала существования церкви, которая отстаивала ее в борьбе с ересями, благодаря чему догмат о единосущии ипостасей Троицы получил тщательную разработку и раскрытие на Вселенских соборах, в творениях святых отцов церкви.

Личные свойства лиц Святой Троицы

Будучи равными друг другу по Божеству и обладая единой природой, ипостаси Святой Троицы — это различные ипостасные образы существования Божественной природы, имеющие действительное и личное бытие, образы, различаемые в самих себе, но не различаемые в отношении к своей природе.

Личные свойства Бога Отца

Бог Отец – безначальный, безвиновный или нерожденный  то есть в своем бытии он ни от какого начала, ни от чего и ни от кого не зависит. Отец, по выражению символа святого Афанасия, “ни от кого есть сотворен, не создан, ниже рожден”. Безначальность Отца — это личное свойство исключительно одного Отца, поскольку другие лица Троицы – Сын и Святой Дух – в своем происхождении имеют своим началом, своей единственной причиной Отца. Безусловную безначальность Отца засвидетельствовал сам Господь Иисус Христос: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе' (Ин. 5:26). Однако Сын и Святой Дух в некотором смысле тоже безначальны, а именно во временном отношении, потому что Они существуют превечно или от вечности, то есть до начала времени. Богу Отцу принадлежит отцовство, и по отношению к Сыну, он есть отец в прямом, собственном смысле слова. В Откровении имеются самосвидетельства Бога Своему Сыну о Своем отцовстве: “Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя” (Пс.2,7; Евр.1,5) “Из чрева прежде денницы родих Тя” (Пс. 109:3). К числу свидетельств об отцовстве Бога Отца относятся все те места Священного Писания, в которых Бог Отец называется Отцом по отношению к Сыну. Это, например “Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть” (Мф. 11:27“Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил” (Ин. 1:18),“Дабы все чтили Сына, как чтут Отца… пославшего Его” (Ин. 5:23).

Личное свойство Бога Сына

Сын Божий вечно и неизменно рождается по Божеству от Бога Отца. Называя вторую ипостась Сыном Божиим, Священное Писание указывает этим именем на личное свойство — рожденность и сыновство — Сына Божия, отличающее его от Бога Отца. Священное Писание, свидетельствуя о происхождении Сына Божия через рождение от Отца, нигде не объясняет сущности последнего. В целях предотвращения различных заблуждений, антропоморфических представлений в этом вопросе следует указать на главные характерные особенности Божественного рождения.

Личное свойство Бога Духа Святого

Бог дух Святой исходит от Отца. Это вечное исхождение от Отца есть личное свойство Святого Духа, отличающее Его от Отца и Сына. В прощальной беседе со Своими учениками Спаситель сказал им: “Когда же придет УтешительКоторого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходитОн будет свидетельствовать о Мне” (Ин. 15:26). Основываясь на словах Спасителя, церковь учила исповедовать, что Святой Дух происходит от Отца как единственной причины, и зафиксировала этот догмат в символах веры. В одном из древнейших символов святого Григория Чудотворца (ум.270) говорится о личном свойстве Святого Духа такими словами: “Един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и через Сына явившийся, то есть людям”. Никео-Цареградский символ веры учит веровать “в Духа Святого, Господа Животворящего, иже от Отца исходящего, иже с Отцем и Сыном споклоняема и сославима”. На всех последующих Вселенских соборах, во всех Поместных православных церквах эта вера сохраняется и поныне, что происходит, по объяснению отцов соборов, потому, что символ “в совершенстве учит об Отце, Сыне и Святом Духе” (IV Вселенский собор).

В качестве краткого вывода можно сказать следующее: “Православная Русская Церковь считает догматом только ту истину, что Святой Дух от Отца исходит (Ин. 15:26) и единосушен Отцу и Сыну, «с Отцем и Сыном споклоняем и славим». Все православные богословы без исключения отвергают мысль о получении Святым Духом ипостасного бытия от Сына или чрез Сына, мысль о наличии в Божестве «двух причин, хотя бы и соединенных воедино'… Православная церковь избегает пользоваться и формулировкой «только от Отца'… Учение об исхождении Святого Духа не может быть как догмат дополнено ни поясняющей прибавкой «чрез Сына», ни ограничивающей «от одного Отца».

3D ЭКСКУРСИИ
КЛИПЫ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
Видеопрезентация
МНЕНИЕ
ВОПРОС-ОТВЕТ