СТИХИ ИЗ ПЕСКА
Погода
13.1°C
Ливневый дождь
Брест
23.3°C
Без особых явлений
Витебск
21.5°C
Без особых явлений
Гомель
12.5°C
Ливневый дождь
Гродно
19.4°C
Без особых явлений
Минск
19.4°C
Без особых явлений
Могилёв
ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ
РУССКИЙ ЯЗЫК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Сейчас смотрят
Конституция Республики Беларусь (ст. 47) гарантирует гражданам право на социальное обеспечение.
Трудовые пенсии в Республике Беларусь
Нядзеля — дзень, прысвечаны Найсвяцейшай Тройцы.
Малітва ў нядзелю
В кредитной истории физического и юридического лица содержатся сведения о заключенных ими с банками Республики Беларусь кредитных договорах, овердрафтах, договорах займа, поручительства, гарантии, залога.
Где получить кредитную историю?
Произведения художников XIX века тщательно собирались музеем как путем поступления возвращенных из Германии белорусских довоенных собраний, так и путем закупок из частных коллекций Москвы, Петербурга и других городов России.
Искусство Беларуси XIX – на рубеже XX века
Оказывается, создатели первых египетских мультфильмов были родом из Беларуси. Когда белорусы попали в далекую восточную страну? Как сложились их судьбы? Подробнее – в новом фильме «Обртаного отсчета».
Беженцы. Остаться в живых // Смотреть
Максимилиан Адамович Цвецинский (28.10.1868 + ?) - генерал-майор, кавалер восьми боевых орденов, уроженец Беларуси.
Максимилиан Адамович Цвецинский
Программа ТВ

Татары и башкиры в Республике Беларусь

Татары и башкиры в Республике Беларусь

В Беларуси живут 7319 татар и 600 башкир. Современные татары и башкиры понимают друг друга без перевода, имеют схожие традиции.

Первые сведения о нахождении татар на территории Беларуси относятся к началу XIV века. Великие князья литовские Гедимин, Кейстут и Ольгерд приглашали татар из Золотой Орды на службу, а официальной датой массового поселения татар на землях Великого княжества Литовского считается 1397 год.

На своей новой родине татарские поселенцы стали самоотверженными защитниками страны. В суплице татар к королю Жигимонту есть упоминание о присяге, которую давали на саблях их отцы, что будут верны белорусам, с которыми «…песок, вода и деревья являются общими».

Примерно в XVI-XVII веках татары постепенно утратили свой родной язык и стали пользоваться белорусским, позже – польским, а с XIX века – русским языком. В то же время много татарских слов перешло в белорусский язык. Сейчас они воспринимаются как белорусские, но на самом деле имеют тюркское происхождение. Некоторые из них: баран, дзіда, гурт, качка, каўбаса, тавар, вішня, кабыла, кішэнь, сабака, андарак, армяк, вушак, язьмен, буда, тытунь.

Жизнь татар на белорусской земле оставила свой след в топонимике: Орда, Койданово, Татарщизна, Телеханы, Асаны, Базары, Гамзичи, Гайлеши, Дахны, Черкассы, Чаусы. Названия многих белорусских рек также татарские: Щара – желтая, Жижма – женское имя, Сула – слабый, вялый, Уса – вода.

Современные татарские и татаро-башкирские землячества составляют предки переселенцев, которые переехали в страну несколько столетий назад, и те, кто попал в Белоруссию в советское время.

В Беларуси созданы и действуют Международный фонд развития татаро-башкирского духовного наследия «Чишма», Татарский культурный центр в Гродно, Гродненский центр татар и башкир «Дуслык», Белорусское региональное объединение молодежи в Минске, Белорусское общественное объединение татар «Зикр уль-Китаб».

Объединение «Зикр уль-Китаб» имеет библиотеку, видеотеку и фильмотеку в Минске. Школы выходного дня, где изучаются арабский язык, история и культура татар, созданы в Минске, Смиловичах, Новогрудке, Слониме, Ивье, Ошмянах, Молодечно.

Объединение «Чишма» имеет библиотеку и видеотеку. При объединении работает школа выходного дня, там изучают татарский и башкирский языки, историю и культуру татар и башкир. Созданы фольклорный ансамбль «Лейсан» ('Первый весенний дождик»), вокально-инструментальный ансамбль «Чишма» ('Родник»), детский коллектив «Герлэвек» ('Весенний паводок»). В Бобруйске при Центре творчества детей и молодежи работает образцовый детский ансамбль «Хореографические миниатюры», при котором создан коллектив, исполняющий татарские и башкирские танцы. В Гродно создан взрослый фольклорный ансамбль «Кубэлэк» ('Мотылек»).

Памятные места

Одно из самых древних поселений – Ловчицы, находятся в 8 километрах от Новогрудка по дороге в Лиду. О поселении татар в этом месте впервые упоминается в 1420 году. В Ловчицах сохранилось старое кладбище, есть действующие кладбище и мечеть. Первая мечеть была заложена в этих местах в 1588 году.

На мизаре в Ловчицах находится могила эулиа (святого) Кунтуся. О нем было сложено много преданий. Говорят, что он умел летать. В одном предании есть сюжет о том, как он долетел до Мекки, совершил там намаз и вернулся назад. По мотивам этой истории татарский писатель Фаяз Фаиз написал «Предание о Кунтусе».

Крупнейшие поселения татар располагались у деревни Довбучки около Сморгони и деревни Ластаи возле Крева. Первое упоминание о них встречается в Актах Великого княжества Литовского в конце XVI века.

В Лиде в 1395 году поселился хан Тохтамыш. Он был назначен Витовтом лидским старостой и жил там до 1399 года. Жили в Лиде также и крымские ханы

Среди памятных мест также мемориал «Рыленки» около райцентра Дубровно (Витебская область). Там похоронен погибший при освобождении Беларуси основатель татарской балетной музыки Фарид Яруллин (1914–1943). В Шкловском районе в деревне Старые Стайки открыт памятный знак на месте боевых действий 18-й Казанской стрелковой дивизии. В Витебской области в деревне Клин в 2009 году правительство Татарстана установило памятный знак соотечественникам-татарам, погибшим в боях Великой Отечественной войны.

Праздники и традиции

В Беларуси татары и башкиры больше всего почитают праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам. Праздник Ураза-байрам означает окончание мусульманского поста, который продолжается тридцать дней. К нему готовятся загодя: убирают квартиру, в которой в этот день должна быть идеальная чистота, покупают продукты к праздничному столу, рассылают поздравления с праздником родственникам и друзьям. Больше всего любят этот праздник дети, которым именно в этот праздник уделяется больше всего внимания. Накануне им обязательно покупают обновки. В последние два дня хозяйки готовят вкусные блюда.

Утром, в 8 часов, мусульмане идут в мечеть – в это время начинается джума-намаз. Каждый, кто идет в мечеть, и мужчины, и женщины, несет с собой корзину с печеньем, конфетами, домашними булочками. Все корзины ставятся в ряд. После намаза каждый берет из них то, что ему понравилось, а то, что осталось, выносят из мечети, угощают детей и взрослых, которым в этот день нельзя было присутствовать на намазе и которые ожидали его окончания возле мечети. Эти угощения, побывавшие в мечети, называются садага.

Прежде чем идти домой, по дороге из мечети татары обязательно заходят поздравить с праздником, пожелать всего хорошего и угостить садагой тех, кто не мог по причине болезни прийти в мечеть.

Если живы родители, вся семья собирается за столом у них, если нет – у старшего в роду или в отцовском доме. После застолья все вместе идут на кладбище – мизар.

Перед тем как зайти на мизар, татары читают короткую молитву за всех умерших, потом обходят все могилы и, наконец, идут к своим родным. Первой навещают мать, потому что, как сказано в Коране, рай находится у ее ног.

После посещения мизара люди расходятся по домам, немного отдыхают, а потом ходят в гости друг к другу.

С 1998 года Международный фонд развития татаро-башкирской культуры «Чишма» проводит праздник «Сабантуй». В его программе соревнования по национальной борьбе курэш, народные игры и обряды.

Общественные объединения

1. Белорусское общественное объединение татар «Зикр уль-Китаб» ('Память и книга»)

220088 Минск, ул. Соломенная, 23.

Председатель Шабанович - Абу-Бекир Юхьянович.

Тел.: +375 29 652 82 17.

2. Международный фонд развития татаро-башкирского духовного наследия «Чишма'

Председатель - Левшевич Эльвира Ансафовна.

Тел.: +375 33 639 37 95, +375 44 739 78 99, +375 29 639 15 28.

3. Общественное объединение татар

230025, Гродно, Маркса, 9а.

Председатель - Криницкий Александр Александрович.

Тел.: +375 0152 51 27 28.

3D ЭКСКУРСИИ
КЛИПЫ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
Видеопрезентация
МНЕНИЕ
ВОПРОС-ОТВЕТ