СТИХИ ИЗ ПЕСКА
Погода
12.2°C
Дымка
Брест
9.5°C
Дымка
Витебск
13.5°C
Без особых явлений
Гомель
12.4°C
Дымка
Гродно
11.1°C
Без особых явлений
Минск
10.5°C
Дымка
Могилёв
ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ
РУССКИЙ ЯЗЫК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Сейчас смотрят
Сяргей Іванавіч Грахоўскі (1913–2002) — беларускі паэт, празаік і перакладчык. Вядомы пад псеўданімамі М. Асіповіч, Сяргей Івановіч, С. Каршун, Парамон Паромскі. У відэа — кароткая біяграфія і лірыка паэта, не толькі праз словы, але і праз вобразы на пяску.
Сяргей Грахоўскі
Церквовь Святой Равноапостольной Марии Магдалины - бесценная жемчужина храмового зодчества Минска.
Церковь Марии Магдалины в Минске
Akute (Акутэ) — могилёвская рок-группа, которая исполняет свои песни на белорусском языке.
Рок-группа «Akute»
Центр поддержки предпринимательства ЧТУП ”Лаки-Глоб“
Лаки-Глоб
Транзитный транспорт российского газа
Транзит газа
Натуральные материалы добывают непосредственно из недр, а также получают в результате переработки природных ресурсов (лес, некоторые виды растительности).
Природные (натуральные) строительные материалы
Программа ТВ

Культовое зодчество Беларуси

Культовое зодчество Беларуси

В дохристианской архитектуре были распространены капища - специальные площадки с идолами. С принятием христианства появился новый тип сооружений - каменный крестово-купольный храм, построенный из тонкого квадратного кирпича - плинфы.

 

 

В Х-ХI веках храмы на белорусских землях строили преимущественно мастера, приглашенные из Византии. Первым из числа выдающихся культовых сооружений на территории современной Беларуси можно считать Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1066 годами. Построен он из плинфы в технике с так называемым скрытым рядом. Уже в этом памятнике были заложены основополагающие принципы местной архитектурной школы, проявившиеся в центрично-пирамидальной композиции архитектурных форм. Вероятнее всего, такие принципы появились под воздействием местных строительных традиций, сложившихся еще в деревянном народном зодчестве.

На основе традиций византийской архитектуры под влиянием форм Полоцкого Софийского собора в ХII веке  сформировалась самобытная Полоцкая школа зодчества. Наиболее значительные сооружения представляли Пятницкая и Борисоглебская церкви Бельчицкого Борисоглебского монастыря в пригороде Полоцка, Спасо-Ефросиньевская церковь Полоцкого Спасо-Ефросиньевского монастыря, Благовещенская церковь в Витебске. Отличалась своеобразием и сложившаяся в это время Гродненская школа зодчества: Нижняя, Борисоглебская (Каложская), Пречистенская церкви в Гродно.

Со второй половины ХIII - начала ХIV века  начался новый этап в развитии белорусского зодчества. Его особенности определялись социально-экономическими, политическими и культурно-религиозными условиями, в которых находилась Беларусь в составе Великого княжества Литовского. Важнейшим и наиболее доступным материалом для строительства оставалось дерево. Из него возводились не только жилые сооружения, но и замки, дворцы, храмы, монастыри. Наряду с этим развивалось и каменное культовое зодчество. В ХIV - XV веках  на территории Беларуси оно сохраняло важнейшие черты зодчества западных земель Руси ХI-ХIII столетий. Но в новых исторических условиях получило несколько иное направление развития, что было связано с достижениями техники строительства и определенным переосмыслением форм западноевропейской архитектуры - готики и ренессанса, а начиная с конца ХVI  и барокко. Храмы Беларуси в это время (ХIV-XV)  отличались от крестово-купольных древнерусских сооружений в конструктивном отношении, а также тем, что в большинстве случаев представляли собой тип зальной базилики.

В конце XV - начале XVI веков  в Беларуси возникает оригинальный тип оборонного храма, фланкированного четырьмя угловыми башнями. Одним из первых оборонных храмов  стал Софийский собор в Полоцке, перестроенный в 1494 - 1505 годах в храм - крепость. Культовые сооружения оборонного типа представлены также церквями в Сынковичах Зельвенского района (конец XV - начало XVI) и в Мурованке  Щучинского района Гродненской области (между 1516 и 1542 ) , являющих собой пример того, как под влиянием готики и ренессанса постепенно трансформировались традиции зодчества западных земель Руси.

Взаимодействие традиций местного оборонного зодчества с византийским и западноевропейским влиянием способствовало формированию ярко выраженного самобытного характера культового зодчества белорусской готики. Со строительством первых католических храмов в белорусскую архитектуру привнесен еще один тип культового сооружения, вобравший в себя черты центральноевропейской готики. Древнейшие каменные костелы на территории Беларуси имели черты крепостей. В архитектуре преобладали готические формы. Кроме четырехбашенных церквей - крепостей, к белорусской готике относятся несколько безбашенных культовых сооружений конца XV - начала XVI века: Вселюбский костел во Вселюбе Новогрудского района Гродненской области, Троицкий костел в Ишкольди Барановичского района Бресткой области, Новогрудская Борисоглебская церковь. С распространением Реформации началось активное строительство протестантских храмов (реформатские храмы, или «кальвинские сборы»), также были приспособлены к оборонным нуждам. Показательным примером такого храма являлась Спасо-Преображенская церковь в Заславле Минского района, построенная в середине XVI века  как кальвинский сбор. Реформатские храмы своеобразны по архитектуре. Они не похожи на костелы и значительно отличаются от православных церквей. Сближают их с последними некоторые черты планов и общий оборонный характер

Во второй половине XVI века в белорусской архитектуре все более начинают проявляться черты ренессанса. Примером сочетания готической и ренессансной архитектуры является Троицкий костел в Чернавчицах  Брестского района. В этот период  в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593), повторяющий в общих чертах храм Иль Джезу в Риме. Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса.

Обострение религиозно-политической борьбы в первой половине XVII века,  соперничество между униатами, католиками и православными вело в сфере культового строительства к использованию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтезу их с местными строительными приемами. Как результат на протяжении XVII-XVIII столетий  сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.

В период раннего барокко (первая половина XVII) архитектура фасадов культовых зданий имела небольшой набор декоративных элементов. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII - 80-е годы XVIII ) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске (1716 год). Широко используются в середине XVIII века  декоративные мотивы рококо. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название «виленского барокко». Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (в 1738 - 1760 годы построен на фундаменте разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 - 1754), Толочине Витебской области (1769 - 1779), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769), Воскресенская церковь в Витебске (1772).

Православные храмы XVII-XVIII веков весьма разнообразны по своей архитектуре, при этом как каменным, так и деревянным их образцам свойственны общие плановые и композиционные решения. Крестово-купольные каменные церкви были основным типом монументальных православных храмов Беларуси XVII -XVIII столетий.  Наряду с ними строились и церкви бескупольные, представлявшие собой базилику. Наиболее ранней из этого типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь в Минске, построенная в 1612 году.

Большую группу культовых зданий Беларуси составляют синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII веках. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове (начало XVII), Пинске (1640), Слониме (1642), Новогрудке (1648), Столине (конец XVII), Клецке (конец XVII), Ивье (XIX). Особенно развито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкого района, Кожан-Городке Лунинецкого района Брестской области, Гродно, Волпе Волковысского района, Сопоцкине Гродненского района Гродненской области, Наровле Гомельской области). Во многих местечках центрального и северо-западного регионов Беларуси среди культовых сооружений имелись также татарские мечети. До 1795 года на территории Великого княжества Литовского их было 23. Кроме того, имелось еще 65 татарских молельных домов. Известны мечети постройки конца XVIII - начала XX века в Ляховичах Брестской области, Видзах Браславского района Витебской области, Мире Кореличского района, Новогрудке, Слониме, Ивье Гродненской области, Мяделе, Клецке, Смиловичах, Узде, Копыле Минской области, в Минске.

Основным строительным материалом в застройке городов и местечек Беларуси до конца XIX века  было дерево. На развитие монументального культового деревянного зодчества, начиная с XVII столетия  оказывали значительное влияние художественные стили, господствовавшие в каменной архитектуре (например, при постройке звонницы в Шерешеве  Пружанского района Брестской области). В деревянном культовом зодчестве определились две основные тенденции развития: консервативная, связанная с устойчивым сохранением местных традиций, и новаторская, отражавшая процесс укоренения эстетических концепций официальных стилей. Процесс развития форм в деревянном зодчестве был более сложным, чем в каменном, потому что предусматривал не только обновление, но и обращение к наследию. С этим связана также асинхронность развития каменной и деревянной архитектуры, запаздывание в последней тех тенденций, которые определяли официальное культовое искусство своего времени.

С конца XVIII века  в культовом зодчестве Беларуси начинается развитие архитектуры классицизма. Наиболее ранним из значительных сооружений этой эпохи была церковь Иосифа в Могилеве, построенная в 1780-1798 годах и в 1802  указом Синода переименованная в собор. Собор Иосифа, являющий собой образец храма-ротонды, получившего широкое распространение в Беларуси, приобрел известность как один из лучших образцов классицизма XVIII века. Еще один значительный памятник этого направления - Петропавловский собор в Гомеле ( 1809 - 1819). Некоторые сооружения прежних эпох переделывались в стиле классицизма или же дополнялись его элементами , как, например, костел Непорочного зачатия святой Девы Марии в деревне Удело Глубокского района Витебской области.

В 1830-1840-х годах начался процесс постепенного упадка классической архитектурной школы, резко усилившийся в середине столетия. Памятником архитектуры позднего классицизма можно назвать Крестовоздвиженский костел в Бресте (1856). С этого времени в архитектуре Беларуси прослеживается много разных идейно-художественных направлений. Прежде всего это эклектика и позднее модерн, стиль более рационалистический. Вместе с тем модерн сосуществовал с ретроспективными, реставраторскими течениями в архитектуре.  В  конце XIX столетия  Синодом Русской Православной церкви в Беларусь было направлено несколько групп архитекторов с целью проектирования и строительства православных храмов, но главным образом для перестройки ряда католических костелов под православные церкви. При этой «реконструкции» костелов не все специалисты отнеслись с должным пониманием к существовавшим архитектурно-художественным произведениям. В результате многим памятникам белорусского культового зодчества XVII-XVIII веков  был нанесен значительный художественный ущерб.

В культовой архитектуре конца XIX - начала XX веков в художественно-стилистическом отношении возобновлялись исторические средневековые стили: готика, романский, «русский» стиль. Так, при проектировании костелов в основном отдавалось предпочтение неоготике, как, например, при возведении костела святых Симеона и Елены (Красного костела) в Минске (1908-1910). В православной культовой архитектуре особое место занимал так называемый византийский стиль, характерные образцы его - Крестовоздвиженская церковь Спасо-Ефросиньевского монастыря (1893-1897) в Полоцке и Николаевская церковь ( XIX) в Петрикове Гомельской области.

 

 

 

 

 

 

Исходный материал по культовому зодчеству Беларуси подготовлен сотрудниками архивов: Шостак Г.И. (БГАНТД), Кекелевой Т. М. (БГАМЛИ), Римашевской Т. М. и Ковригиной Н.М. (БГАКФФД).

3D ЭКСКУРСИИ
КЛИПЫ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
Видеопрезентация
МНЕНИЕ
ВОПРОС-ОТВЕТ