СТИХИ ИЗ ПЕСКА
Погода
4.1°C
Морось
Брест
3.8°C
Без особых явлений
Витебск
4.6°C
Без особых явлений
Гомель
4.6°C
Без особых явлений
Гродно
1.8°C
Ветер 2 м/с, Восточный
Минск
0.7°C
Ветер 2 м/с, С-В
Могилёв
ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ
РУССКИЙ ЯЗЫК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Сейчас смотрят
По данным Всемирного банка, по индексу знаний (способность генерировать, воспринимать и распространять научные знания) Беларусь находится в ТОП-50 линейки рейтинга из 146 стран, занимая 45-е место, опередив все страны СНГ и уступив только России (43-е место).
Наука в Республике Беларусь
Министерство связи и информатизации (Минсвязи) Республики Беларусь осуществляет государственное регулирование и управление деятельностью в области связи и информатизации.
Министерство связи и информатизации Республики Беларусь
То, чего вы не знали о Беловежской пуще...
Самый крупный древний лес Европы
Юрист-лицензиат и магистр права Александр Жук отвечает на вопросы: через какое время ваша жалоба будет рассмотрена, что значит «рассмотренная жалоба по существу» и что делать, если ответ на нее вас не удовлетворяет.
Жалоба: срок рассмотрения
Актриса Алеся Пуховая делится с нами рецептом малинового пирога.
Малиновый пирог
Приготовим сладкий коктейль вместе с известной белорусской актрисой театра и кино Алесей Пуховой!
Приготовим коктейль «Поплавок»
Программа ТВ

Церковь Рождества Богородицы в Мурованке

Церковь Рождества Богородицы в Мурованке

«Мурованка» – так еще называют этот храм. На его стенах остались следы от пуль и картечи со времен русско-польских войн и от обстрела войск Карла XII. А, между тем, этой церкви, по мнению историков и археологов, не менее 600 лет!

Находится храм-крепость в деревне Мурованка, в Щучинском районе Гродненской области. В народе его так и называют — «Мурованка». Есть у церкви еще одно наименование — «Маломожейковская». Днло в том, что раньше храм относился к деревне Малое Можейково Лидского района. Церковь — памятник оборонительного зодчества готично-ренессансного стиля. В стране есть еще один подобный храм — в Сынковичах, также на Гродненщине. Аналогов им в Беларуси больше нет. Точная дата возведения храма-крепости не установлена. Но храму не меньше 500, а то и 600 лет. Здесь сохранились две мраморные плиты над склепом, одна из них вмурована в стену с надписью:

«Наивеликшему и наймилейшему Богу. Посмертные останки Шимки-Маски Лундзиловича, тут от 1884 года похованого, фундатор этой церкви Казимир Костровицкий, наследник, поставил ему этот памятник в отреставрированной святыне. 1808 год».

На второй плите можно рассмотреть воинские доспехи и оружие польско-литовского войска с надписью:

«Навеликшему и наимилейшему Богу и в Его славу паставил этот памятник в этой церкви на вечную память Казимир из Кострова Костровицкий, дедич в Можейкове Лидского повета и в Подолии Слонимского повета. Эту церкву он по-новому обновил и фундовал алтарь римского обряда для желудокских кармелитов. 1822 год».

Поэтому, существует мнение, что Церковь Рождества Богородицы была построена между 1516 и 1524 годами на средства местного помещика Шимки. Документальных подтверждений этому нет. По кладке кирпича и особенностям сооружения, можно предполагать, что храм возник на сто лет раньше – в 1407 году. Об этом свидетельствует и буклет, который был издан в 1907 году к 500-летию возведения храма. Есть и другое подтверждение, что храм существовал уже в XV веке. Три века церковь была православной, два века - униатской. В ходе реконструкции церкви в 1817 и 1871-1872 годах при расчистке погребов нашли надгробные камни. На одном из них сохранилась надпись: «Христов раб иерей Авраамий», а год был указан 1469. Вполне возможно, что на месте церкви стоял деревянный храм. Не сохранилось никаких документальных источников, потому что три века храм существовал как православный, два века он был униатским. И когда это здание переходило в руки униатов, то православные священники были отправлены в изгнание. И все даже самые древние документы, возможно, они забрали с собой. Другое мнение – документы по истории церкви сгорели в доме пана Костровицкого в конце XVIII века.

Храм необыкновенной красоты почти не утратил своего первоначального вида. Церковь в честь рождения Пресвятой Богородицы похожа на средневековой замок с четырьмя башнями по углам. На каждой - многоуровневая система бойниц. Древние архитекторы предусмотрели все необходимые защитные сооружения: от толщины стен до всех требующихся уровней обороны. Имеются и бойницы для лучников – под самой крышей. Они использовались для дальнего боя.

Храм представляет собой одноапсидное трехнефное сооружение. Стены церкви сделаны в технике готической кладки из сильно обожженного кирпича-перчатки. Внешне Мурованка выглядит большей, чем внутри. А все потому, что толщина стен достигает 2 м, а фундамент — более 2,5. Согласно историческим данным, до 1817 года в стенах церкви был тайный ход.

Конструктивное и архитектурно-художественное решение храма может показаться своеобразным. Сплетения гуртов и нервюр звездчатых сводов образуют треугольники и ромбы различного очертания и величины. Готические своды. Поверхности наружных стен, фронтона и башен украшены многочисленными неглубокими нишами. Круглое окно над входом — прием, характерный для культовых памятников романской и готической архитектуры. Дело в том, что Маломожейковская церковь не раз подверглась перестройке. К западному фасаду был добавлен притвор, башни надстроены.

Первоначально, чтобы войти в церковь, надо было преодолеть железные двери (герсы). О них теперь напоминает проем в стене. А дугообразная арка, которая венчает вход в храм, сохранилась и сегодня. Она сделана из кирпича необычной формы. Веротяно, каждый кирпичик готовили в единственном экземпляре, чтобы он соответствовал своему месту.

Каждый кирпич на арке — художественное произведение. Невооруженным глазом можно заметить на нем интересные отпечатки. А напоминают они следы кота или собаки. Вероятно, животные оставили их, когда кирпич сушился на солнце. Некоторые говорят, что это клеймо мастера.

В 1863 году настоятелем назначен выпускник Литовской духовной семинарии Лев Савицкий, при котором было составлено описание церкви, напечатанное в «Литовских епархиальных ведомостях» за 1873 год. В 1928 году церковь переосвящена в костёл, а в 1993 возвращена православным.

3D ЭКСКУРСИИ
КЛИПЫ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
Видеопрезентация
МНЕНИЕ
ВОПРОС-ОТВЕТ