СТИХИ ИЗ ПЕСКА
Погода
13.1°C
Ливневый дождь
Брест
23.3°C
Без особых явлений
Витебск
21.5°C
Без особых явлений
Гомель
12.5°C
Ливневый дождь
Гродно
19.4°C
Без особых явлений
Минск
19.4°C
Без особых явлений
Могилёв
ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ
РУССКИЙ ЯЗЫК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Сейчас смотрят
Основания и порядок постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий регулируются специальными нормами жилищного законодательства.
Основания и порядок постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
Юрист-лицензиат и магистр права Александр Жук рассказывает, как быть в ситуации, когда cупруги официально не расторгали брак, но уже не живут вместе. Со временем у каждого из них появилась своя собственность. Каким образом будет происходить раздел имущества, если они все же решат официально развестись.
Раздел имущества при разводе
Эластичный бинт необходим в качестве опорной повязки при растяжении несущих суставов или лёгкой травме сустава, когда нет кровотечения. Всех нас учили правилам оказания первой медпомощи. О том же, как делают бинты, знают немногие. Предлагаем подсмотреть за производством.
Как делают эластичный бинт?
Есть ли белорусский «трэш-метал'? Думаю, таким вопросом задавались многие отечественные любители «Великой четверки': Anthrax, Megadeth, Slayer и Metallica. Так вот, дорогие металхэды, он есть!
Cpt. Flint - «You are dead» EP
Институт множественности преступлений в уголовном праве образует совершение одним лицом двух и более преступлений, если эти деяния не утратили свое уголовно-правовое значение и уголовно-правовые последствия их совершения. В Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее – УК) данный институт выделен в самостоятельную главу (гл. 7 УК).
Множественность преступлений: общие положения
Актер театра и кино Максим Пониматченко изучил историю продуктов и рассказывает об их полезных свойствах. Почему мясо и овощи с дымком лучше готовить на мангале, правда ли, все самое вкусное - вредно и как приучить себя к здоровой пище?
Творог
Программа ТВ

История Туровской епархии

История Туровской епархии

Согласно церковному преданию, первые христианские миссионеры могли появиться в Турове ещё до крещения Киева.

С конца Х века Туров стал политическим и религиозно-культурным центром княжества. Во время княжения в Турове Святополка, с участием его жены гречанки Варвары, в Турове христианская вера значительно расширилась, строились деревянные церкви, был основан, согласно преданию, женский монастырь, который находился на месте, где впоследствии возникло поселение Черницы. Есть косвенные упоминания о мужском монастыре в Сторожовцах.

Бесспорным свидетельством высокой духовной культуры древнего Турова является пергаментное Евангелие ХІ века, найденное в 1866 году в Туровской Спасо-Преображенской церкви. В ХІІ веке на замчище был возведён большой каменный храм, где, видимо, и покоились первые Туровские епископы. Позднее каменная церковь была построена и в окольном городе. О распространении христианства свидетельствуют найденные на туровском городище уникальные свинцовые рельефные иконки Пресвятой Богородицы и Святых, бронзовая иконка ХІІІ века, а также многочисленные каменные кресты, найденные в Турове и в окружающих деревнях.

Туровская епископская кафедра была основана в 1005 году и является второй по древности среди православных епархий в Беларуси. Также как и Полоцкие, Туровские епископы поставлялись на кафедру Киевскими митрополитами. Последние находились в каноническом подчинении Константинопольского Патриарха.

Территория Туровской епархии была обширна и захватывала территории, принадлежащие ныне к Минской, Гомельской, Гродненской и Брестской областям. В 1241 году кафедра была перенесена в Пинск, титул правящих архиереев был «Туровский и Пинский». Двое из Туровских святителей — епископ Кирилл ІІ и его преемник епископ Лаврентий – получили церковное прославление и были причислены церковью к числу угодников Божиих. Особенно глубоко почитается местными жителями епископ Туровский Кирилл, день памяти которого традиционно является духовным и государственным праздником всего Полесья.

Во второй половине ХІІ века Туровское княжество, распавшись на более мелкие уделы, постепенно потеряло своё могущество. В 1241 году в результате опустошительного набега татар Туров, в котором насчитывалось около 50 церквей и монастырей, был сожжён дотла.

В конце ХІІІ – начале XIV веков Туров вошёл в состав Великого Княжества Литовского и на протяжении столетий принадлежал разным княжеским родам. В XVI веке в Турове, по свидетельству некоторых источников, было 80 церквей, продолжал действовать древний Борисо-Глебский монастырь.

В акте подписания Брестской унии 1596 года принял участие и епископ Пинский и Туровский Леонтий Пельчицкий, после чего православная Пинско-Туровская епархия перестала существовать. Но православные жители Туровщины, Пинщины и Мозырщины отказались подчиниться униатам и добились поставления в Туров православных епископов, которые действовали одновременно с униатскими.

Документы свидетельствуют, что до конца XVIII века в Турове и близлежащих приходах почти не было униатских церквей. В Турове было создано православное братство и открыта школа при монастыре. Огромную поддержку оказывал православным князь Константин Острожский, который построил здесь церковь и основал школу.

В 1609 году князем Адамом Вишневецким и его женой Александрой Ходасевич были основаны Спасо-Преображенский мужской и Свято-Благовещенский женский монастыри в Брагинском графстве в имении Селец.

После восстановления Киевской православной митрополии в 1633 году, к митрополичьей епархии относились и православные церкви, и монастыри Туровщины.

Большее влияние уния и католицизм имели в Мозыре. В XVII веке здесь были построены три католических костёла, действовала иезуитская миссия со школой. В 1720 году был основан базилианский Суховичский монастырь в Мозырском уезде.

Тем не менее, на протяжении XVIII века медленно, но верно наступление унии продолжалось. В 1747 году протопоп Фёдор Савицкий с горечью сообщал, что из 50 церквей под его опекой осталось только 7.

После 2-го раздела Речи Посполитой Туров вошёл в состав России. С созданием православной Минской епархии в 1793 году территория бывшей Турово-Пинской епархии перешла в подчинение Минских архиереев. Виктор Садковский, первый епископ новосозданной кафедры, организовал шесть правлений во главе с протопопами. В это время шёл постепенный переход униатов в Православие.

В ХІХ веке Туров был центром волости Мозырского уезда. В конце столетия в Турове были Спасо-Преображенская, Свято-Ильинская, Рождество-Богородицкая, Свято-Николаевская, Петро-Павловская, Всехсвятская церкви. Но к началу XX века остались только Спасо-Преображенская, Свято-Ильнская и церковь Всех Святых на кладбище.

В 1870-е годы при епископе Александре архиереи Минской епархии стали называться «Минскими и Туровскими», этот титул сохранялся до 1922 года.

В мае 1877 года на Минскую кафедру был возведён епископ Евгений, который был глубоким сторонником молитвенного почитания святителя Кирилла Туровского. С его благословения были изданы главные труды святителя Кирилла, а в Минском Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе в ноябре 1878 года во имя святителя Кирилла был освещён придельный престол. Епископ Евгений составил тропарь и величание святителю.

В 1922 году после Поместного Собора Белорусской Православной церкви, была создана Мозырская епархия во главе с викарным епископом Иоанном, которая подчинялась Минско-Белорусской православной митрополии. В 1927 году епископ Иоанн был безосновательно арестован и отправлен в концентрационный лагерь, а впоследствии расстрелян. В 1920-1930-е годы церкви массово закрывались, имущество конфисковывалось, а священники и активные верующие подвергались репрессиям. К 1939 году на Туровщине не было ни одного действующего храма.

В условиях немецкой оккупации 1941–1943 годов создались условия для временного восстановления церковной жизни. Приходы Туровщины и Мозырщины относились к Минской епархии во главе с Митрополитом Минским и всея Беларуси Пантелеимоном. В 1943 году была создана Гомельско-Мозырская епархия во главе с епископом Георгием. Но из-за приближения линии фронта ему не удалось выехать в Гомель.

В 1950-е годы на территории Беларуси действовала только одна Минская епархия. Были районы, где не было ни одного храма.

Возрождение Туровской епархии относится к 1992 году.

В настоящее время Туровская епархия включает в себя территорию Брагинского, Ельского, Житковичского, Калинковичского, Лельчицкого, Мозырского, Наровлянского, Октябрьского, Петриковского, Хойникского районов Гомельской области.

 

Использованные источники
3D ЭКСКУРСИИ
КЛИПЫ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
Видеопрезентация
МНЕНИЕ
ВОПРОС-ОТВЕТ