СТИХИ ИЗ ПЕСКА
Погода
23.9°C
Без особых явлений
Брест
19.6°C
Без особых явлений
Витебск
23.6°C
Без особых явлений
Гомель
17.8°C
Без особых явлений
Гродно
15.9°C
Без особых явлений
Минск
19.1°C
Без особых явлений
Могилёв
ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ
РУССКИЙ ЯЗЫК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Сейчас смотрят
Развитие взаимовыгодных экономических отношений со странами СНГ – один из приоритетов внешнеторговой политики Беларуси.
Внешняя торговля со странами СНГ (кроме России)
Республиканский научно-практический центр детской онкологии, гематологии и иммунологии занимается лечением детей до 18 лет со всеми видами гематологической и онкологической патологии (за исключением рака щитовидной железы) и врожденными иммунодефицитами.
Республиканский центр детской онкологии, гематологии и иммунологии
Березинский биосферный заповедник — старейшая и единственная в Республике Беларусь охраняемая природная территория самого высокого ранга. Это настоящий эталон естественной природы, один из немногих сохранившихся в первозданном виде уголков европейской части южной тайги.
Березинскому заповеднику — 90 лет
В 1992 году вместе с Чемпионатом страны по футболу стартовал первый в истории розыгрыш Кубка Беларуси. Соревнование стало ежегодным и приобрело статус второго по значимости футбольного турнира в стране, после национального первенства.
Кубок Беларуси
Алесь Бачыла (сапр.: Аляксандр Мікалаевіч) (1918–1983) — беларускі паэт, драматург, перакладчык. У відэа — кароткія звесткі пра творчасць і верш пра родную мову. Мастацкія вобразы на пяску размаўляюць з гледачом.
Алесь Бачыла
Сборная Швеции – это суровые бородатые парни крепкого телосложения, техничные, но при этом любящие сыграть в корпус.
Сборная Швеции
Программа ТВ

История театра оперы и балета

История театра оперы и балета

Национальный академический Большой театр оперы и балета создан в 1933 году на базе Белорусской студии оперы и балета. От момента создания до дня сегодняшнего — история Большого в нашем материале.

В 20-х годах ХХ века государственный драмтеатр имел в своем составе хоровую и балетную группы и небольшой симфонический оркест солистов оперы. В нем ставились отрывки из опер и балетов, музыкально-драматические спектакли, звучала народная музыка.

Образование будущие звезды белорусского оперного и балетного искусства получали в музыкальных техникумах Минска, Витебска, Гомеля и в Государственной студии оперы и балета, созданной в 1930 году, которую возглавлял выдающийся русский певец Антон Боначич, являвшийся в прошлом коллегой великого Федора Шаляпина на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

За три года студия осуществила постановки опер «Золотой петушок» Римского-Корсакова (1931) и «Кармен» Бизе (1932). Также ей удалось подготовить целую плеяду профессиональных артистов.

русский певец Антон Боначич

5 мая 1933 года Государственный театр оперы и балета в Минске был открыт оперой «Кармен». Пела Лариса Александровская.

Беларусь обрела центр высокопрофессионального музыкально-драматического творчества и исполнительского искусства, приобщилась к европейскому оперному наследию, вошла в мировой культурный процесс. Первые спектакли 1933 года, помимо «Кармен» — оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.Чайковского, «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова и первая балетная постановка театра — «Красный мак» Р.Глиэра.

В период с 1933 по 1939 год театр освоил классические оперные шедевры западноевропейского и русского репертуара, среди которых – «Князь Игорь» Бородина, «Севильский цирюльник» Россини, «Риголетто» Верди, «Тоска» Пуччини, «Русалка» А.Даргомыжского. При театре работала балетная студия, где занимались одаренные дети и участники самодеятельных кружков со всей Беларуси. Балетная труппа театра состояла в то время более чем из 100 артистов, отличавшихся довольно высокой профессиональной подготовкой. Были поставлены балеты «Коппелия» Л.Делиба, «Конек-горбунок» Пуни, «Тщетная предосторожность» П.Гертеля, «Лебединое озеро» П.Чайковского.

Театр оперы и балета Беларуси одной из главных своих задач считал создание национального репертуара. 10 марта 1939 года премьерой оперы белорусского композитора Евгения Тикоцкого «Міхась Падгорны» было ознаменовано открытие собственного здания театра на Троицкой горе, построенного по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда.

Первый балетный спектакль, представленный на новой сцене в постановке знаменитого хореографа Касьяна Голейзовского, - «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, оторый открыл новый сезон 1939-1940 годов. Этот период стал очень плодотворным для театра – были поставлены три национальные оперы — «У пушчах Палесся» Богатырева, «Міхась Падгорны» (2-я редакция) Тикоцкого и «Кветка шчасця» А.Туренкова. Кроме того, важнейшим событием для национальной культуры и театра стала постановка первого белорусского балета «Салавей» Крошнера. В июне 1940 года эти спектакли с большим успехом прошли в рамках Декады Белорусского искусства в Москве.

До войны заметными спектаклями белорусского театра, во многом определившими его будущий творческий облик, стали: «Мадам Баттерфляй» («Чио-чио-сан») Пуччини, балет «Дон Кихот» Минкуса, «Сказки Гофмана» Оффенбаха. Последняя предвоенная премьера театра – «Травиата» Верди, которая прошла 22 марта 1941 года.

Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) многие артисты театра ушли на фронт либо присоединились к партизанскому движению. Многие создавали фронтовые концертные бригады и выступали на передовой перед солдатами Советской Армии. Театр оперы и балета был эвакуирован в Поволжье России (города Горький и Ковров), где продолжал активную творческую деятельность. Сразу после освобождения столицы коллектив вернулся в Минск, и в декабре 1944 года открыл сезон премьерой оперы «Алеся» Е.Тикоцкого (дирижер-постановщик – М.Э.Шнейдерман, режиссер-постановщик – Б.А.Покровский, художник-постановщик – С.Ф.Николаев). Это событие ознаменовало возрождение Национального театра оперы и балета Беларуси. После ремонта и реконструкции поврежденного бомбежкой здания театра его работа возобновилась, и очень скоро театр вошел в число признанных лидеров в культурном пространстве бывшего Советского Союза.

Яркими событиями в истории национального театрального искусства послевоенного периода стали премьеры балета «Князь-возера» Золотарева и оперы «Кастусь Каліноўскі» Лукаса (1949 год). Кроме того, в 50-е годы значительные достижения белорусского театра связаны с интерпретациями русской и зарубежной оперной классики — опер «Иван Сусанин» М.Глинки, «Фауст» Ш.Гуно, «Демон» А.Рубинштейна, «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Страшный двор» С.Монюшко, «Мазепа» и «Иоланта» П.Чайковского, «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Садко» Н.Римского-Корсакова и др. В 1953 году был поставлен один из популярнейших спектаклей театра, с большим успехом исполнявшийся до 2008 года – опера «Аида».

Вплоть до распада СССР белорусский театр был известен как один из самых ярких и творчески жизнеспособных коллективов. Его высокий художественный уровень в разное время определяли такие дирижеры, как: Онисим Брон, Лев Любимов, Татьяна Коломийцева, Ярослав Вощак, Владимир Мошенский, Геннадий Проваторов, Александр Анисимов; режиссеры Олег Моралев, Дмитрий Смолич, Юрий Юженцев, Семен Штейн, Вячеслав Цюпа, Маргарита Изворска-Елизарьева; художники Евгений Чемодуров, Эрнст Гейдебрехт, Евгений Ждан, Вячеслав Окунев.

Использованные источники

Иллюстрации: Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь

3D ЭКСКУРСИИ
КЛИПЫ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
Видеопрезентация
МНЕНИЕ
ВОПРОС-ОТВЕТ