СТИХИ ИЗ ПЕСКА
Погода
4.9°C
Без особых явлений
Брест
3.5°C
Дымка
Витебск
8.6°C
Без особых явлений
Гомель
4.7°C
Без особых явлений
Гродно
2.5°C
Без особых явлений
Минск
2.6°C
Дождь
Могилёв
ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ
РУССКИЙ ЯЗЫК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Сейчас смотрят
Цели и задачи.
Социальное обслуживание
Почему чихуахуа, болельщик или летящий предмет не помешают засчитать судье взятие ворот, даже если мяч летел мимо? В каких случаях рефери необходимо написать рапорт? И чем еще может забросить гандболист, кроме обеих рук?
22 гандбольных правила, о которых вы ничего не слышали
Ужесточение требований по энергоэффективности строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений привело к значительному росту в Беларуси объёмов производства высокоэффективных теплоизоляционных строительных материалов.
Применение пенобетона в монолитном малоэтажном домостроении
Центром становления и развития белорусского национального ритейла долгие годы являлся Минск. Но с ростом концентрации розничного бизнеса и усилением конкуренции стала обозначаться тенденция продвижения крупных торговых сетей в регионы.
Витебские розничные сети: нынешнее состояние, перспективы развития
В XIX веке как особая отрасль знания стало складываться белорусоведение. Особенно большую роль в его развитии сыграли представители белорусской научной интеллигенции. Они считали, что в новой исторической ситуации, когда происходило формирование белорусской нации, необходимо было укрепить убеждение белорусов в самобытности их как народа, своеобразии их культуры.
Развитие научных знаний о белорусском народе в XIX веке
Инкубатор размещает импортозамещающие и инновационные компании.
Инкубатор Минского инструментального завода
Программа ТВ

Изобразительное искусство Беларуси в конце XIX – начале ХХ века

Изобразительное искусство Беларуси в конце XIX – начале ХХ века

Белорусское изобразительное искусство конца XIX – начала ХХ веков шагнуло уверенным шагом вперед. Живопись, графику, скульптуру обогатили творения известных на весь мир белорусов. На развитие изобразительного искусства большое влияние оказало открытие художественных школ. В 90-е годы 19 века были открыты художественные школы В. Моаса в Минске и Ю. Пена в Витебске.

Значительное влияние на развитие белорусской живописи оказало русское искусство.

В 1899 г. в Минске открылась выставка передвижников, где экспонировались полотна В.Маковского, А.Васнецова, И.Репина, Р.Мясоедова, М.Касаткина.

В белорусской графике второй половины 19 века самой значительной фигурой стал М. Андриелли, автор иллюстраций к произведениям А.Мицкевича. Известны также такие графики, как А.Кашенский, К.Коганец, С.Богуш-Сестраневич.

В ХХ веке живопись развивалась в борьбе различных направлений, что было характерно для того времени ввиду политических событий. В первой половине XX века определяющим жанром живописи стали картины на историко-революционные темы, а также произведения, отражавшие социалистическое строительство в СССР. В таком жанре работали В. Волков, М. Филипович и другие.

В послереволюционные годы Витебск стал своеобразной послереволюционной лабораторией. В 1918 году в нем открылась народная художественная школа, одним из создателей которой являлся Марк Шагал.

Марк Шагал

Через школу прошла целая плеяда известнейших художников — Л. Лисицкий, В. Ермалаева, К. Малевич и другие. В 1919 году в Витебск приехал Казимир Малевич, и открыл новое направление в живописи — супрематизм. В 1922 году художественная школа была реорганизована в художественно-практический институт.

Казимир Малевич. «Женщина с ведрами».

Значительное влияние на развитие белорусской живописи оказало русское искусство. В беларуси жили и работали русские живописцы К.Савицкий, И.Шишкин.

Известным художником бытового жанра был Н.Силивонович. В конце 19 в. началась творческая деятельность талантливого белорусского художника В. Беланицкого-Бирули. В своем творчестве он развивал традиции русской пейзажной живописи.

Длительный путь развития, наряду с живописью, прошла скульптура. Ее достижения в довоенный период воплощены в творчестве А. Грубэ, А.Бразера, 3. Азгура, А. Бембеля, А. Глебова, А. Орлова и др. Героическая тема всегда доминировала в произведениях Заира Азгура (1894— 1980), расцвет творчества которого приходится на послевоенный период. Скульптору принадлежит целый ряд работ, посвященных знаменитым людям Беларуси. Это портреты деда Талаша, Ф. Скорины, Тетки (А. Пашкевич), Ф. Богушевича, Я. Коласа, К. Крапивы и др.

В 60—70-е годы было создано большое количество мемориальных памятников павшим воинам и партизанам. Среди них следует назвать мемориальные комплексы «Прорыв», «Проклятие фашизму» (скульптор А.Аникейчик); монумент в Жодино в честь матери-патриотки Н.Ф. Куприяновой и ее пяти сыновей (скульпторы А. Заспицкий, И. Миско, Н. Рыжанков и другие.

С. И. Селиханов. Монумент «Непокоренный человек» в мемориальном комплексе «Хатынь»,1969 г.

Развитие изобразительного искусства ознаменовалось появлением в Беларуси новых имен. Широкое признание получили произведения Николая Селещука, Владимира Товстика, Евгения Кулика, Валерия Слаука, Феликса Янушкевича, Петра Лукьяненко, скульптора Александра Шатерника. Народный художник Беларуси Гавриил Ващенко в 1993 году получил кембриджскую серебряную медаль «Человек XX столетия». А Международный биографический институт наградил Ващенко медалями «Золотой диск» и «Человек года-94».

В середине 1990-х – начале 2000-х годов в белорусскую графику пришли молодые авторы: Павел Татарников, Юрий Алисевич, Роман Сустов, Юрий Яковенко, Андрей Басалыга. Активно работают представители старшего поколения: Николай Козлов, Валерий Слаук, Владимир Вишневский, Лев Алимов.

Представители белорусской школы графики получают положительные отзывы искусствоведов в специализированной печати, завоевывают дипломы на книжных ярмарках и крупных художественных выставках. (Юрий Яковенко и Анжела Малышева — обладатели Гран-при Международной биеннале гравюры Jozep de Ribera в Хативе (Испания), Павел Татарников получил две премии «Золотое яблоко» Международной биеннале иллюстрации в Братиславе).

Роман Сустов. Фрагмент литографии

Выставочные залы и художественные галереи

Современному белорусскому искусству присуще многообразие визуальных экспериментов. Графика, живопись, фотография, скульптура развиваются в русле современных визуальных тенденций. Наблюдается смешение и взаимодействие стилей. Значительно активизировалась выставочная деятельность, проводятся международные пленэры, фестивали и выставочные проекты.

Нишу выставочной деятельности активно занимает Белорусский союз художников, имеющий в Минске крупнейший в Беларуси выставочный зал — Дворец искусств, площадью свыше 1000 кв.м, а также выставочные залы во всех крупных городах Беларуси. С конца 90-х годов прошлого века в Минске работает Музей современного изобразительного искусства. Выставки современного искусства регулярно показывают Музей Белорусской государственной академии искусств, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Национальный музей истории и культуры в Минске, Областной художественный музей имени П.В. Масленикова в Могилеве, Картинная галерея Г.Х. Ващенко в Гомеле, Художественная галерея в Полоцке, музеи и галереи в Гродно, Витебске, Бресте, Барановичах.

7 сентября 2012 года в Минске открылась галерея народного художника СССР и Беларуси Михаила Савицкого. Творческое наследие Героя Беларуси составляет более 170 работ. А серия из 16 картин «Цифры на сердце», посвященных узникам концлагерей, не имеет аналогов в искусстве по сложности и масштабности решения художественных задач.

Частных галерей в Беларуси около десятка, причем все они — выставочные площадки именно современного искусства. К примеру, в галерее «Ў» (Минск) можно познакомиться не только с актуальными направлениями в современном искусстве, но и посетить лекции и мастер-классы известных деятелей культуры, как белорусских, так и иностранных.

Современное белорусское искусство начинает выходить на международную арену. В прошлом году на 54-й Венецианской биеннале работал национальный павильон, где свои произведения мировой общественности представили Юрий Алисевич, Артур Клинов, Константин Костюченко, Виктор Петров и Денис Скворцов.

Использованные источники

http://belarusfacts.by/

На главной фотографии: фрагмент витража Марка Шагала.

3D ЭКСКУРСИИ
КЛИПЫ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
Видеопрезентация
МНЕНИЕ
ВОПРОС-ОТВЕТ