СТИХИ ИЗ ПЕСКА
Погода
1.8°C
Ветер 3 м/с, С-З
Брест
0.1°C
Снег
Витебск




ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ
РУССКИЙ ЯЗЫК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Сейчас смотрят
Официальная история музея начинается 24 января 1939 года – согласно постановлению Совета Народных Комиссаров БССР в Минске создавалась Государственная художественная галерея.
История музея
Строительный комплекс Витебщины включился в работу по энергоэффективному строительству с середины 2000-ых годов, и за истекшее время достиг определённых успехов.
Энергоэффективное жилищное домостроение в Витебской области
Существует огромное количество рецептов сушек: с корицей, маком. Некоторые варианты не обходятся без сладкого изюма, кунжута и даже лука. Наш репортаж — прямо с завода!
Как делают сушки?
Идеи для интерьера от дизайнера Катерины Нейман. Сделаем сами пуф в стиле «честерфилд».
Пуф в стиле «честерфилд» своими руками
Грейпфрут представляет собой гибрид нескольких цитрусовых растений, и впервые был выведен в вест-Индии в 18 веке. Вскоре кисло-сладкие плоды с горчинкой стали известны всему цивилизованному миру как фрукты Шедак: именно этот капитан привез вкусную экзотику в Новый Свет.
Польза грейпфрута
Двойной противень, пожалуйста!
Электрогриль // Смотреть
Программа ТВ

Экспозиция русского искусства XVIII – начала XX века

Экспозиция русского искусства XVIII – начала XX века

Целостность коллекции, высокое качество собранных в ней произведений дают возможность проследить основные этапы развития русского искусства, познакомиться с творчеством многих известных художников России, ощутить художественную атмосферу времени, дух эпохи.

Произведения XVIII века, собранные в музее создают представление об эстетическом идеале и характере искусства этого времени, о профессиональном уровне художников. Большой интерес представляет ранняя картина Антона Лосенко «Смерть Адониса», написанная в 1764 году, когда он был во Франции. Высшие достижения портретной живописи XVIII столетия связаны с именами Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского. В своих произведениях они обновили образ современника, раскрыли просветительскую идею о ценности человека, отображали настроение своего времени.

Произведения живописи, скульптуры и графики, выполненные в первой половине XIX века дают возможность познакомиться с творчеством многих русских художников того времени. Это полотна Алексея Венецианова, Максима Воробьева, Федора Бруни, Григория Чернецова, Павла Федотова. Среди нескольких картин великолепного живописца Карла Брюллова, находящихся в музее, особенной художественной выразительностью отмечен «Портрет М.Ю. Виельгорского» (1828), написанный в Италии. Полотна Василия Тропинина, находящиеся в музее дополняют общепризнанное мнение о творчестве этого крупнейшего художника – «Бандит» (Портрет М. Оболенского) (1840-е), «Портрет М.И. Бера с женой Н.М. Бер» (1850), «Портрет Л.М. Кожиной» (1834). Широко представлено в музее искусство второй половины XIX века. В этой части коллекции доминируют работы мастеров, которые руководствовались принципом искусства критического реализма, демократическими тенденциями эпохи: Ивана Крамского, Василия Маковского, Кирилла Лемоха, Григория Мясоедова, Василия Максимова, Виктора Васнецова, Николая Ярошенко, Леонида Соломаткина. Музей имеет вариант-повторение 1875 года известной картины Василия Пукирева «Неравный брак» (1862), где можно заметить некоторые отличия от полотна 1862 года, принадлежащего Государственной Третьяковской галерее.

В разделе второй половины XIX века значительное место занимают пейзажи Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Архипа Куинджи, Исаака Левитана, произведения Ильи Репина и Василия Сурикова. Коллекция русского искусства конца XIX – начала XX века работы известнейших русских художников. Тут представлены произведения мастеров, которые стремились к обновлению живописно-пластического языка – они состояли в художественных объединениях, таких как «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет». Это Валентина Серова, Михаила Врубеля, Константина Коровина, Абрама Архипова, Филиппа Малявина, Исаака Бродского, Александра Головина, Николая Сапунова, Ильи Машкова, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой. Искусство XX века России представляют имена таких известных живописцев, как Николай Касаткин, Петр Кончаловский, Георгий Ражский, Аркадий Пластов, Георгий Ниский.

Коллекция скульптуры дает представление об основных характерных особенностях русской пластики и творчества ряда мастеров. Среди работ XVIII – первой половины XIX века – «Портрет генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского» (мрамор, 1778) Федота Шубина, «Зарождение музыки» (мрамор, 1824–1830) Самуила Гальберга, «Бродячий скрипач» (бронза, 1840-е) Федора Толстого.

Раздел скульптуры второй половины XIX века представлен работами художников академического направления – Николая Лаверецкого, Пармена Забелы, а так же теми, чье искусство свидетельствует о достижениях реализма русской художественной школы: Марка Антокольского, Евгения Лансере, Владимира Беклемишева, Матвея Чижова.

В небольшой коллекции рисунка и акварели можно выделить выполненный в технике итальянского карандаша «Портрет П.Ф. Желтухина» (1819) Ореста Кипренского, «Портрет Р.А. Томилова» (1831) Алексея Варнека, акварели Петра Соколова, Александра Орловского, братьев Александра и Альберта Бенуа, Аполлинария Васнецова, рисунки Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина, Валентина Серова, Алексея Степанова, гравюры Владимира Фаворского, Евгения Кибрика.

К числу интереснейших и своеобразных памятников искусства завода Гарднера принадлежат «орденские» сервизы. Они были заказаны Екатериной II в 1777–1778 годах для приема при дворе кавалеров российских орденов. В коллекции можно увидеть несколько предметов из «Андреевского», «Александровского», «Георгиевского» и «Владимирского» сервизов. Высокий уровень технологии и мастерства лепщиков, формовщиков, обжигальщиков и живописцев Императорского фарфорового завода представляют большие декоративные вазы с копиями картин середины XIX века из собрания Эрмитажа. Среди предметов второй половины XIX – начала XX столетия выделяются изделия заводов братьев Корниловых в Санкт-Петербурге и братьев Кузнецовых. Наряду с декоративными предметами и посудой в музейном собрании представлена и фарфоровая пластика.

Фарфор советского времени в собрании музея представлен именами известных художников: Н. Данько, В. Кузнецова, Б. Кустодиева, С. Чехонина, А. Щекотихиной-Потоцкой, Б. Воробьева, И. Ризнича, И. Фрих-Хара, Е. Чарушина, А. Воробьевского, В. Семенова, А. Ефимовой, Г. Шуляк, А. Бржезицкой, П. Леонова, изделиями трех ведущих заводов России — Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова, Дмитровского и Дулевского.

Большую ценность представляет фарфоровая пластика первых послереволюционных лет. Шахматы «Красные и белые», статуэтки «Партизан», «Милиционерка» Н. Данько, «Красногвардеец» В. Кузнецова овеяны революционной романтикой.

Богатство коллекций российского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь, собранных, в основном, благодаря неутомимым усилиям Е.В. Аладовой, директора музея с 1944 по 1977 год, дает возможность не только содержательно отобразить русское искусство в постоянной экспозиции музея, но и формировать разнообразные по содержанию и объему временные и передвижные выставки, посвященные отдельным темам, жанрам, отдельным направлениям и художникам.

3D ЭКСКУРСИИ
КЛИПЫ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
Видеопрезентация
МНЕНИЕ
ВОПРОС-ОТВЕТ