СТИХИ ИЗ ПЕСКА
Погода
4.3°C
Дождь
Брест
5.2°C
Без особых явлений
Витебск
9.7°C
Ливневый дождь
Гомель
6.9°C
Без особых явлений
Гродно
3.9°C
Дождь
Минск
4.1°C
Дождь
Могилёв
ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ
РУССКИЙ ЯЗЫК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Сейчас смотрят
Ларыса Геніюш. Паэтка, грамадскі дзеяч і неверагодна моцная духам жанчына. Частка літаратурнай спадчыны Ларысы Геніюш яшчэ не выдадзена, у тым ліку і яе ліставанне.
Ларыса Геніюш
Республика Беларусь взаимодействует со странами СНГ на двустороннем уровне и в рамках интеграционных объединений.
Содружество Независимых Государств
Змітрок Бядуля (сапр.: Самуіл Яфімавіч Плаўнік) (1886–1941) — беларускі і савецкі паэт і празаік, мовазнаўца. Вядомы пад псеўданімамі Саша Пл-ік, Ясакар, Зьмітро Бядуля. У відэа — біяграфія творцы і загадка. Аўтар размаўляе не толькі праз словы, але і праз малюнкі на пяску.
Змітрок Бядуля
Cотрудничество Республики Беларусь с российскими регионами относится к приоритетным направлениям белорусско-российского взаимодействия.
Республика Беларусь и российские регионы
Жалюзи запатентовали еще в 19-ом веке. Первыми были горизонтальные. Их сооружали из дерева. Интересно, что прообразом вертикального аналога, скорее всего, были лоскутные матерчатые завесы дверных проемов, которые существовали уже в Средние века.
Как делают жалюзи?
Рейтинг (с английского «rating») — это оценка, некоторая частная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» по отдельным дисциплинам за определенный период обучения.
Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов
Программа ТВ

Жанр детектива в белорусской литературе

Жанр детектива в белорусской литературе

Белорусский детектив имеет уникальные особенности — он не относится к массовой литературе, никогда не считался «желтым» жанром и воспринимался как самостоятельное художественное произведение.

Белорусская литература всегда развивалась по довольно традиционному пути, в соответствии с канонами высших образцов мировой литературы. Такой путь развития обусловил наличие некоторых жанров в литературе. Традиционное направление предполагает создание произведений в высоких жанрах, низкие – остаются без внимания. К тому же белорусская литература редко была ориентирована на массового читателя, авторов волновали вовсе не рейтинги и продаваемость книг. По этим причинам жанр детектива для белорусской литературы скорее исключительный, нежели систематический, как во многих странах мира.

Как наиболее известные белорусские детективисты отметились Мирослав Шайбак, Максим Климкович и Адам Глобус. Они подхватили идею популяризации литературы среди детей и молодежи, а лучшего жанра, чем детектив, было сложно найти.

Адам Глобус

История собственно белорусского детектива начинается, пожалуй, с Владимира Короткевича. Однако его произведения нельзя назвать детективом в чистом виде, это все же исторический детектив. В такого рода произведении на первое место выходит эпоха, лирические описания и искусно выдуманный сюжет, который развивается в рамках исторических событий, известных читателей.

Владимир Короткевич

Именно Короткевич дает зарождение традиции написания исторических детективов. Поэтому многие современные авторы в этом жанре стремятся достичь подобного эффекта и популярности у читателя с помощью подражательства. Иногда эта манера и вовсе является нехарактерной для определенных авторов, ведь для создания стоящего исторического детектива необходимо досконально ознакомиться с историческими сведениями, культурным срезом, языковой характеристикой эпохи. С другой стороны, и перегруженность фактами, и излишняя демонстрация осведомленности автора не сослужат произведению доброй службы. Перегруженность и заумный язык для такого жанра, как детектив, абсолютно не характерен.

Также со временем в литературу входит так называемый милицейский детектив. Это витиеватый сюжет, который преподносит криминальные дела в виде тайны или логической задачи. Обычно книги такого содержания пользуются наибольшей популярностью, и считаются массовой литературой. Хотя в отношении белорусской литературы термин «массовая» употребить нельзя, поскольку она не стала настолько популярной.

Главная цель детектива — создать краткий момент удивления для читателя. Причем это должен быть именно момент, а не сплошная череда удивлений. Загадка в произведении должна лишь казаться таинственной и сложной, на самом деле автор должен быть только проводником к раскрытию тайны, то есть просто тем, кто через действия и слова персонажей намекает нам на то, где скрыта истина. В идеале детектив должен быть минимально наполнен подробностями, и ни одно слово не должно быть сказанным просто так, ради красного словца. Тем не менее, это не значит, что детектив является примитивным жанром или до сих пор, как в античности, может считаться «низким».

Считается, что детектив является наиболее пригодным жанром для образовательного и просветительского воздействия на аудиторию. Именно легкость и притягательность детектива способствует тому, что информация воспринимается читателем и легко усваивается. Какое-то время в отношении детективов литературные критики высказывали сомнения по поводу морального подтекста. По их мнению, детективы воспитывают у аудитории безразличие к криминалу и человеческим жизням, а также убеждают особо впечатлительных читателей во вседозволенности и безнаказанности деяний.

Часто в детектив вводится любовная линия. Однако в белорусской литературе коммерческий подход к детективам — редкость, которая встречается только у современных авторов. Обычно любовная линия раскрывает дополнительные нюансы основного сюжета и героев дополнительно, отображая эмоциональное переживание. Или становится оправданием мотива преступлений.

Нужно отметить, что детектив не существует в литературе в чистом виде. Можно сказать, что любое детективное произведение находится на стыке жанров и включает в себя, помимо детективных, и другие элементы. Чаще всего встречаются детективные романы или новеллы. Причем и сам детектив может быть совершенно различным: криминальным, политическим, юмористическим, историческим и даже научным.

История детективного жанра в белорусской литературе насчитывает не более 200 лет. Однако белорусский детектив имеет уникальные особенности, хотя бы уже потому, что не относится к массовой литературе, никогда не считался «желтым» жанром, воспринимается как самостоятельное художественное произведение. Белорусский детектив вынужден наверстывать упущенное время и проходить весь путь трансформации тематики и исполнения в ускоренном темпе. Даже многие современные авторы пишут свои произведения под влиянием белорусской истории и мифологии. А в Беларуси есть богатое наследие, которое позволяет черпать великое множество интригующих сюжетов.

3D ЭКСКУРСИИ
КЛИПЫ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
Видеопрезентация
МНЕНИЕ
ВОПРОС-ОТВЕТ